Наша история

В 2014 году коллектив предприятия ОАО "Пензадизельмаш" отметил знаменательную для него дату - 65-летие со дня основания завода. Срок сравнительно небольшой, но для тружеников предприятия - это весьма значительное событие, это их прошлое, настоящее и будущее. Несколько десятилетий назад на окраине города, на практически пустынной и заболоченной местности, возник новый привычный для современного человека промышленный пейзаж. В более чем полувековой истории завода, как в капле воды, отразились годы послевоенного восстановительного периода страны, становления и развития отечественных промышленных предприятий.
После окончания Великой Отечественной Войны перед советским государством встала задача - в кратчайший срок ликвидировать ее последствия: восстановить народное хозяйство, укрепить Советскую Армию и Военно-морской флот. Вот почему 8 ноября 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление № 4176-1673сс о строительстве в г. Пензе машиностроительного завода по выпуску главных судовых дизелей типов 30Д, 33Д и 37Д мощностью по 2000 лошадиных сил для подводных лодок, морских охотников и других судов Военно-морского флота. Согласно этому постановлению, заводу было присвоено кодовое название - "Завод № 243".
Со дня начала своей деятельности завод был и остается единственным в стране предприятием, производящим дизели типа Д50 мощностью 1000-1200 лошадиных сил для железнодорожного и водного транспорта страны.
Завод начал строиться с 1 июля 1949 г. Его строительство было поручено Пензенскому строительному тресту № 48.
Учитывая определенную значимость завода в обеспечении обороноспособности страны, заботу о кадрах его ведущих специалистов проявляло Министерство. За счет других заводов отрасли в Пензу направлялись наиболее квалифицированные инженеры на должности руководителей инженерных служб и цехов.
Первая пробная плавка металла в цехе была проведена 31 мая 1954 года, а в конце декабря он начал регулярный выпуск чугунного литья.
В декабре 1956 года Пензенский завод № 243 был переименован в Пензенский дизельный завод.
Весной 1957 года на испытательной станции начались пуско-наладочные работы по вводу оборудования в эксплуатацию, а также началась сборка двух первых судовых дизелей Д50С.
В середине апреля первый двигатель был установлен на стенд для испытаний.
В 1957 году был образован печатный орган партийного, профсоюзного, комсомольского комитетов и администрации предприятия - многотиражная заводская газета "Дизелист". Первый номер газеты тиражем в 1000 экземпляров вышел 28 августа 1957 года.
Потребность народного хозяйства в дизельной технике, выпускаемой Пензенским дизельным заводом, чрезвычайно велика. Дизельные двигатели предназначены для оснащения тяжелых маневровых тепловозов, эксплуатирующихся в системе МПС, на предприятиях горнорудной, металлургической и др. отраслей промышленности, морских и речных судов различного назначения.

Дизель-генераторы находят свое предназначение в качестве стационарных и передвижных электростанций. Весьма широк диапазон использования турбокомпрессоров для наддува дизелей - без этих изделий не в состоянии обойтись отрасль дизелестроения.
Пензенским дизельным заводом выпущено дизель-генераторов для судов морского и речного флота более 2200 единиц, установленных на 27 типах судов различного назначения, в том числе, на таком известном пассажирском лайнере как "Шота Руставели", на кораблях "Сергей Королев" и "Юрий Гагарин", связанных с космическими исследованиями.
Для поддержания конкурентоспособности своей продукции Пензенский дизельный завод постоянно осваивал выпуск современных поколений дизелей.
В основную дизельную продукцию завода входят также водяные и масляные насосы, эластичные муфты, антивибраторы, валоповоротные механизмы, поршни и др. изделия, постоянно поставляемые для комплектации дизелей типа Д100, выпускаемых заводом им. В.А. Малышева (г. Харьков) и типа 49, выпускаемых заводом им. В.В. Куйбышева (г. Коломна).
Начиная с выпуска первых изделий, Пензенский дизельный завод освоил производство и выпускает 112 модификаций разработанных СКБТ турбокомпрессоров 10-ти типоразмеров для 92-х типов дизелей и газовых двигателей, выпускаемых предприятиями отрасли дизелестроения.

Более 30 лет завод поставляет свою продукцию на экспорт. А началось все с того, что в 1963 году заводу было поручено изготовить и поставить Брянскому машиностроительному заводу 40 дизель-генераторов ПД1 для оснащения тепловозов, предназначенных к отправке в Республику Куба.
Целеустремленные усилия коллектива предприятия, направленные на повышение технического уровня и качества продукции обеспечили присвоение 8-ми выпускаемым изделиям Государственного Знака Качества, в том числе, дизель-генераторам ПДГ1М и 18ДГ. Пензенские дизель-генераторы и турбокомпрессоры неоднократно демонстрировались на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР. За разработку и внедрение в производство дизель-генератора 18ДГ и ряда модификаций турбокомпрессоров заводу в 1973 году был вручен диплом ВДНХ.
Передовые технологии, технический прогресс позволили вывести продукцию завода на мировой уровень. Серьезную конкуренцию германскому концерну МАН оказали пензенские дизелестроители на проходившей в ноябре 1997 г. в Дели (Индия) Международной выставке по малой энергетике.

За истекшие со дня основания 68 лет дизельный завод выпустил более 20,5 тыс. дизель-генераторов и более 205 000 турбокомпрессоров.  Сейчас созданную ОАО "Пензадизельмаш" продукцию можно встретить в 60 странах мира, где она пользуется высокой репутацией.