Турбокомпрессоры типа ТК32

 

 

   

В 2008 г. ОАО «Пензадизельмаш» разработано и поставлено на производство новое семейство турбокомпрессоров – ТК32.

Турбокомпрессоры ТК32 предназначены для установки на дизель-генераторы  1А-9ДГ исп.2 и 1А-9ДГ исп. 3 производства ОАО «Коломенский завод».

Турбокомпрессоры ТК32 производятся на замену турбокомпрессоров типа 6ТК производства ОАО «Коломенский завод»  и ТК41В-21 и ТК41В-25 производства    ОАО «СКБТ».

Турбокомпрессоры ТК32 (рисунок 1) производятся в следующих модификациях:

- ТК32 – 07 предназначены для установки на дизель-генераторы 1А-9ДГ исп.3. в составе тепловозов ТЭ10МК. Турбокомпрессоры ТК32-07 взаимозаменяемы с турбокомпрессорами 6ТК и ТК41-25.

 Технические условия ТУ24.06.05.046-2008.

- ТК32 – 09  предназначены для установки на дизель-генераторы 1А-9ДГ исп.2. в составе тепловозов ТЭ116. Турбокомпрессоры ТК32-09 взаимозаменяемы с турбокомпрессорами 6ТК и ТК41-21.

Технические условия ТУ24.06.05.048-2008.

В апреле 2008 г.на ОАО «Коломенский завод» были проведены сравнительные испытания дизель-генератора 1А-9ДГ исп.3 с турбокомпрессорами ТК32-07 и    ТК41В-25.

Сравнительные параметры, полученные при испытаниях, приведены в таблице 1 (номинальный режим).

 

Таблица 1

Параметр
ТК32-07
ТК41-25

Разница

Значений

(+/-)

К,П,Д, турбокомпрессора ηтк
0,625
0,571
+0,054
Температура газов перед турбиной, К(оС)
718(445)
758(485)
-40
Удельный эффективный расход топлива, г/кВт*час
199,1
200,9
-1,8
Дымность выхлопа, ед. Bosch, FSN
0.1
0.36
-0,26
Масса турбокомпрессора, кг
596
880
-284

 

Как видно из таблицы, все сопоставляемые параметры турбокомпрессора ТК32-07 выше по сравнению с ТК41В-25.

Положительные результаты сравнительных испытаний послужили основанием для совместного решения ОАО «Коломенский завод» и ОАО «Пензадизельмаш» о заключении договора на поставку турбокомпрессоров ТК32-07.

 

  Рисунок 1

 

 

По сравнению с турбокомпрессорами 6ТК турбокомпрессоры ТК32 имеют следующие особенности:

- Конструктивную схему (опоры ротора по концам) традиционную для турбокомпрессоров ОАО «Пензадизельмаш». Эта схема по сравнению с 6ТК имеет меньшие скорости в подшипниках и, как следствие, большие надежность и ресурс подшипников. Работоспособность подшипников сохраняется при появлении дисбаланса ротора, в 10 раз превышающего первоначальный.

- Конструкция основных узлов (подшипники, ротор, входник, корпус компрессора) унифицирована с серийными турбокомпрессорами ТК30С-02, устанавливаемыми на тепловозах ТЭМ7 и проверена в длительной (более 30 лет) эксплуатации.

- Масса турбокомпрессора ТК32, имеющего чугунные корпуса, одинакова с массой турбокомпрессора 6ТК, имеющего алюминиевые корпуса, что предопределяет более низкую цену турбокомпрессоров ТК32.

- Запасные части к турбокомпрессорам ТК32 (подшипники, уплотнительные кольца и др.) имеют также более низкую цену, так как унифицированы с серийными  ТК30С – 02.

По сравнению с турбокомпрессорами ТК41В-25 турбокомпрессоры ТК32 имеют следующие особенности:

- В результате комплекса конструкторских и экспериментальных работ удалось создать компрессор с увеличенной пропускной способности, что позволило на параметры дизель-генератора 1А-9ДГ исп. 2 исп.3 применить компрессор с уменьшенным диаметром колеса компрессора – 340 мм вместо    420 мм у ТК41-21 ТК41-25 и 390 мм у 6ТК. Соответственно были уменьшены размеры корпусных деталей, что позволило уменьшить массу турбокомпрессора почти в 1,5 раза по сравнению с ТК41В-21 и ТК41В-25, что в свою очередь предопределяет его более низкую цену.

- Турбокомпрессоры ТК32 имеют более высокий КПД и меньшую (в 2 раза) инерционность ротора, что понижает эксплуатационный расход топлива и температуру газа перед турбиной, как на стационарных, так и на переходных процессах.